Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта.Обновить мой браузер

Размер шрифта Цветовая схема

Часто задаваемые вопросы

В соответствии со статьей 48 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. для защиты экономических интересов производителей товаров в ЕАЭС могут вводиться меры защиты внутреннего рынка в отношении товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, в виде специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Международным договором ЕАЭС с третьей стороной об установлении режима свободной торговли в целях устранения негативного воздействия импорта из этой третьей стороны на производителей государств-членов может быть предусмотрено право применения мер защиты внутреннего рынка на двусторонней основе, отличных от специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, в том числе в отношении импорта сельскохозяйственных товаров.

Применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер осуществляется на условиях и в порядке согласно приложению № 8 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. «Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам».

Применению специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры при импорте товара предшествует расследование, проводимое в соответствии с приложением № 8 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. «Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам».
В соответствии со статьей 49 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. специальная защитная мера может быть применена к товару в случае, если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт этого товара на таможенную территорию ЕАЭС осуществляется в таких возросших количествах (в абсолютных или относительных показателях к общему объему производства в государствах-членах аналогичного или непосредственно конкурирующего товара) и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб отрасли экономики государств-членов или создает угрозу причинения такого ущерба.

Антидемпинговая мера может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию ЕАЭС причиняет материальный ущерб отрасли экономики государств-членов, создает угрозу причинения такого ущерба или существенно замедляет создание отрасли экономики государств-членов.

Компенсационная мера может быть применена к импортированному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия экспортирующей третьей страны, в случае если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию ЕАЭС причиняет материальный ущерб отрасли экономики государств-членов, создает угрозу причинения такого ущерба или существенно замедляет создание отрасли экономики государств-членов.
Органом, уполномоченным проводить специальных защитные, антидемпинговые и компенсационные расследования в рамках ЕАЭС, является Департамент защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии. Решение о применении меры защиты рынка принимает Коллегия Евразийской экономической комиссии.
В соответствии с приложением № 8 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. «Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам» специальное защитное, антидемпинговое или компенсационное расследование проводится органом, проводящим расследования, на основании заявления в письменной форме либо по собственной инициативе.

Соответствующее заявление может быть подано:
  • производителем аналогичного или непосредственно конкурирующего товара (при подаче заявления о применении специальной защитной меры) либо аналогичного товара (при подаче заявления о применении антидемпинговой или компенсационной меры) в государствах-членах ЕАЭС или его уполномоченным представителем;
  • объединением производителей, в число участников которого входят производители существенной части, но не менее 25 процентов от общего объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара (при подаче заявления о применении специальной защитной меры) либо аналогичного товара (при подаче заявления о применении антидемпинговой или компенсационной меры) в государствах-членах, или уполномоченным представителем такого объединения.


К указанному заявлению должны прилагаться доказательства поддержки заявления производителями аналогичного или непосредственно конкурирующего либо аналогичного товара в государствах-членах ЕАЭС. Достаточными доказательствами поддержки заявления признаются:
  • документы о присоединении к заявлению других производителей аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в государствах-членах ЕАЭС, производящих вместе с заявителем существенную часть, но не менее 25 процентов от общего объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в государствах-членах ЕАЭС (при подаче заявления о применении специальной защитной меры);
  • документы, подтверждающие, что доля производства аналогичного товара производителями в государствах-членах ЕАЭС (в том числе заявителем), высказавшимися в поддержку заявления, составляет не менее 25 процентов от общего объема производства аналогичного товара в государствах-членах при условии, что объем производства аналогичного товара производителями в государствах-членах ЕАЭС (в том числе заявителем), высказавшимися в поддержку заявления, составляет более 50 процентов от объема производства аналогичного товара производителями в государствах-членах ЕАЭС, высказавшими свое мнение (поддержку или несогласие) относительно заявления (при подаче заявления о применении антидемпинговой или компенсационной меры).


Заявление о проведении защитного расследования должно содержать:
  • сведения о заявителе, об объеме производства в количественном и стоимостном выражении аналогичного или непосредственно конкурирующего товара (при подаче заявления о применении специальной защитной меры), аналогичного товара (при подаче заявления о применении антидемпинговой или компенсационной меры) отраслью экономики государств-членов ЕАЭС в течение 3 лет, непосредственно предшествующих дате подачи заявления, а также об объеме производства в количественном и стоимостном выражении аналогичного или непосредственно конкурирующего товара (при подаче заявления о применении специальной защитной меры) либо аналогичного товара (при подаче заявления о применении антидемпинговой или компенсационной меры) производителями в государствах-членах ЕАЭС, поддержавшими заявление, и об их доле в общем объеме производства в государствах-членах ЕАЭС аналогичного или непосредственно конкурирующего товара (при подаче заявления о применении специальной защитной меры) либо аналогичного товара (при подаче заявления о применении антидемпинговой или компенсационной меры);
  • описание импортируемого на таможенную территорию ЕАЭС товара, в отношении которого предлагается ввести специальную защитную, антидемпинговую или компенсационную меру с указанием кода ТН ВЭД ЕАЭС (далее – Товар);
  • наименование экспортирующих третьих стран происхождения либо отправления Товара на основе данных таможенной статистики;
  • сведения об известных производителях и (или) экспортерах Товара в экспортирующей третьей стране и об известных импортерах и основных известных потребителях данного товара в государствах-членах ЕАЭС;
  • сведения об изменении объема импорта на таможенную территорию ЕАЭС Товара, в отношении которого предлагается ввести специальную защитную, антидемпинговую или компенсационную меру, за предшествующий период, а также за последующий период, за который на дату подачи заявления доступны репрезентативные статистические данные;
  • сведения об изменении объема экспорта аналогичного или непосредственно конкурирующего товара (при подаче заявления о применении специальной защитной меры) либо аналогичного товара (при подаче заявления о применении антидемпинговой или компенсационной меры) с таможенной территории ЕАЭС за предшествующий период, а также за последующий период, за который на дату подачи заявления доступны репрезентативные статистические данные.


Наряду с вышеуказанными сведениями, в зависимости от предлагаемой в заявлении меры заявителем указываются:
  • доказательства наличия возросшего импорта товара, доказательства наличия серьезного ущерба отрасли экономики государств-членов ЕАЭС или угрозы его причинения вследствие возросшего импорта товара, предложение о введении специальной защитной меры с указанием размера и срока действия такой меры и план мероприятий по адаптации отрасли экономики государств-членов к работе в условиях иностранной конкуренции в течение срока действия предлагаемой заявителем специальной защитной меры (при подаче заявления о применении специальной защитной меры);
  • сведения об экспортной цене и нормальной стоимости товара, доказательства наличия материального ущерба отрасли экономики государств-членов ЕАЭС, или угрозы его причинения, или существенного замедления создания отрасли экономики государств-членов ЕАЭС вследствие демпингового импорта товара, а также предложение о введении антидемпинговой меры с указанием ее размера и срока действия (при подаче заявления о применении антидемпинговой меры);
  • сведения о наличии и характере специфической субсидии экспортирующей третьей страны и, если возможно, о ее размере, доказательства наличия материального ущерба отрасли экономики государств-членов ЕАЭС, или угрозы его причинения, или существенного замедления создания отрасли экономики государств-членов ЕАЭС вследствие субсидируемого импорта товара, а также предложение о введении компенсационной меры с указанием ее размера и срока действия (при подаче заявления о применении компенсационной меры).


С соответствующими методическим рекомендациями можно ознакомиться на официальном сайте Евразийской экономической комиссии.

Уполномоченный орган рассматривает заявление в течение 30 календарных дней с даты его регистрации. В случае необходимости получения дополнительных сведений от заявителя такой срок может быть продлен, но во всех случаях он не может превышать 60 календарных дней.
Сроки действия защитных мер составляют:
  • для антидемпинговой меры – не более 5 лет, с возможностью продления;
  • для компенсационной меры – не более 5 лет, с возможностью продления;
  • для специальной защитной меры – не более 4 лет, с возможностью продления (при этом общий период действия меры не должен превышать 8 лет).
В соответствии с пунктом 5.8.11 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 438 Минпромторг России осуществляет подготовку и представление в установленном порядке предложений о целесообразности введения, применения, пересмотра или отмены специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер в отношении импорта товаров и компенсирующих мер, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
Материальный ущерб отрасли – это подтвержденное доказательствами ухудшение положения отрасли экономики государств-членов ЕАЭС, которое выражается, в частности, в сокращении объема производства аналогичного товара в государствах-членах ЕАЭС и объема его реализации на рынке государств-членов ЕАЭС, снижении рентабельности производства такого товара, а также в негативном воздействии на товарные запасы, занятость, уровень заработной платы в данной отрасли экономики государств-членов ЕАЭС и уровень инвестиций в данную отрасль экономики государств-членов ЕАЭС.

Угроза причинения материального ущерба отрасли – это подтвержденная доказательствами неизбежность причинения серьезного ущерба отрасли экономики государств-членов ЕАЭС.

Серьезный ущерб отрасли – это подтвержденное доказательствами общее ухудшение ситуации, связанной с производством аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в государствах-членах ЕАЭС, которое выражается в существенном ухудшении производственного, торгового и финансового положения отрасли экономики государств-членов и ЕАЭС определяется, как правило, за предшествующий период.
Срок проведения расследования не должен превышать:
  • 9 месяцев с даты начала расследования на основании заявления о применении специальной защитной меры. Этот срок может быть продлен органом, проводящим расследования, но не более чем на 3 месяца;
  • 12 месяцев с даты начала расследования на основании заявления о применении антидемпинговой или компенсационной меры. Этот срок может быть продлен органом, проводящим расследования, но не более чем на 6 месяцев.
Общедоступная информация о ходе защитного расследования публикуется на официальном сайте Евразийской экономической комиссии.
Заинтересованными лицами при проведении расследования являются:
  • производитель аналогичного или непосредственно конкурирующего товара (при проведении специального защитного расследования) либо аналогичного товара (при проведении антидемпингового или компенсационного расследования) в государствах-членах ЕАЭС;
  • объединение производителей, большинство участников которого являются производителями аналогичного или непосредственно конкурирующего товара (при проведении специального защитного расследования) либо аналогичного товара (при проведении антидемпингового или компенсационного расследования) в государствах-членах ЕАЭС;
  • объединение производителей, участники которого осуществляют производство более 25 процентов от общего объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара (при проведении специального защитного расследования) либо аналогичного товара (при проведении антидемпингового или компенсационного расследования) в государствах-членах ЕАЭС;
  • экспортер, иностранный производитель или импортер товара, являющегося объектом расследования, и объединение иностранных производителей, экспортеров или импортеров товаров, существенная часть участников которого являются производителями, экспортерами или импортерами данного товара из экспортирующей третьей страны или страны происхождения товара;
  • уполномоченный орган экспортирующей третьей страны либо страны происхождения товара;
  • потребители товара, являющегося объектом расследования (если они используют такой товар при производстве продукции), и объединения таких потребителей в государствах-членах ЕАЭС;
  • общественные объединения потребителей (если товар является предметом потребления преимущественно физическими лицами).


Заинтересованные лица могут действовать в ходе расследования самостоятельно или через своих представителей, у которых имеются должным образом оформленные полномочия.

Заинтересованные лица вправе заявить в письменной форме и в установленный приложением № 8 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. «Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам» срок о своем намерении участвовать в расследовании. Они признаются участниками расследования с даты регистрации органом, проводящим расследования, заявления о намерении участвовать в расследовании. Заявитель и производители в государствах-членах ЕАЭС, высказавшиеся в поддержку заявления, признаются участниками расследования с даты его начала.

В рамках расследования всем зарегистрированным участникам предоставляются следующие возможности по защите своих интересов:
  • право представлять документы и сведения, относящиеся к расследованию;
  • право на ознакомление с неконфиденциальными материалами расследования;
  • право участвовать в консультациях с органом, проводящим расследование, и другими участниками расследования;
  • право до завершения расследования ознакомиться с неконфиденциальной версией окончательного заключения органа, проводящего расследование (для антидемпинговых и компенсационных расследований).
Компенсирующее расследование – это расследование, проводимое в целях анализа соответствия субсидий, предоставляемых на территории государства-члена ЕАЭС, положениям приложения № 28 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. «Протокол о единых правилах предоставления промышленных субсидий», а также установления наличия ущерба отрасли национальной экономики вследствие ввоза субсидируемого товара с территории государства-члена ЕАЭС, предоставившего специфическую субсидию, либо вытеснения аналогичного товара с рынка субсидирующего государства-члена ЕАЭС. Соответствующее расследование проводится компетентным органом на основании поданного в письменной форме обращения национальных производителей аналогичного товара, зарегистрированных на территории этого государства-члена ЕАЭС, либо по собственной инициативе компетентного органа.

Таким образом, компенсирующая мера – это мера по нейтрализации негативного воздействия специфической субсидии субсидирующего государства-члена ЕАЭС на отрасль экономики государства-члена ЕАЭС, подавшего заявление на введение данной меры.

В соответствии с пунктами 1 и 5.8.11 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 438, Минпромторг России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению расследований, предшествующих введению компенсирующих мер, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
Минпромторг России может инициировать соответствующее расследование на основании поданного в письменной форме обращения национальных производителей аналогичного товара, зарегистрированных на территории Российской Федерации, либо по собственной инициативе.
Обращение подается в Минпромторг России в письменной форме и должно содержать:
  • информацию о заявителе;
  • описание товара (с указанием страны происхождения и кода ТН ВЭД ЕАЭС);
  • сведения о наличии, характере и размере специфической субсидии;
  • сведения о производителях субсидируемого товара;
  • сведения о национальных производителях аналогичного товара;
  • сведения об изменении объема ввоза субсидируемого товара на территорию государства-члена ЕАЭС, в компетентный орган которого подается обращение, за 3 календарных года, предшествующих дате подачи обращения;
  • сведения об изменении объема вывоза аналогичного товара с территории государства-члена ЕАЭС, в компетентный орган которого подается обращение, на территорию других государств-членов ЕАЭС;
  • доказательства наличия ущерба отрасли национальной экономики вследствие ввоза субсидируемого товара, либо вытеснения аналогичного товара с рынка субсидирующего государства-члена ЕАЭС. Доказательства наличия материального ущерба отрасли национальной экономики, или угрозы его причинения вследствие ввоза субсидируемого товара, или вытеснения аналогичного товара с рынка субсидирующего государства-члена ЕАЭС основываются на объективных факторах, которые характеризуют экономическое положение отрасли национальной экономики и могут быть выражены в количественных показателях (в том числе объем производства товара и объем его продаж, доля товара на рынке государства-члена ЕАЭС, себестоимость производства товара, цена товара, данные о загрузке производственных мощностей, производительности труда, размерах прибыли, рентабельности производства и продаж товара, об объеме инвестиций в отрасль национальной экономики);
  • сведения об изменении объема импорта аналогичного товара (в количественном и стоимостном выражении) на таможенную территорию ЕАЭС за 3 календарных года, предшествующих дате подачи обращения;
  • сведения об изменении объема экспорта аналогичного товара (в количественном и стоимостном выражении) с таможенной территории ЕАЭС за 3 календарных года, предшествующих дате подачи обращения;
  • анализ других факторов, которые могли оказать влияние на отрасль национальной экономики в анализируемый период.
К обращению должна прилагаться неконфиденциальная версия (если в обращении содержится конфиденциальная информация).

Обращение о проведении компенсирующего расследования может подать национальный производитель аналогичного товара или объединением таких производителей, в число участников которого входят производители, составляющие отрасль национальной экономики, а также представителями этих лиц, имеющими полномочия, оформленные надлежащим образом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Минпромторг России вправе отклонить обращение по следующим основаниям:
  • несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктом 23 приложения № 28 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. «Протокол о единых правилах предоставления промышленных субсидий»;
  • непредставление сведений, указанных в пункте 24 приложения № 28 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. «Протокол о единых правилах предоставления промышленных субсидий»;
  • недостоверность представленных заявителем сведений.
Минпромторг России до принятия решения о начале расследования уведомляет в письменной форме уполномоченный орган государства-члена ЕАЭС, на территории которого предоставляется рассматриваемая специфическая субсидия, о поступлении обращения.

В целях принятия решения о начале расследования в течение 30 календарных дней с даты регистрации обращения Минпромторг России изучает достаточность и достоверность доказательств и сведений, содержащихся в обращении. В случае необходимости получения дополнительных сведений от заявителя срок может быть продлен, но не должен превышать 40 календарных дней с даты регистрации обращения.

До истечения указанного срока Минпромторг России принимает решение о начале расследования или об отказе в его проведении. При принятии решения об отказе в проведении расследования Минпромторг России в письменной форме в срок не более 10 календарных дней с даты принятия такого решения уведомляет заявителя о причине отказа в проведении расследования. При принятии решения о начале расследования Минпромторг России уведомляет в письменной форме уполномоченный орган государства-члена ЕАЭС, предоставившего специфическую субсидию, а также другие известные ему заинтересованные лица о принятом решении и обеспечивает в срок не более 5 рабочих дней с даты принятия решения о начале расследования публикацию уведомления о начале расследования на официальном сайте ведомства. Дата публикации уведомления о начале расследования признается датой начала расследования.

Кроме того, после принятия к рассмотрению обращения и до принятия решения о начале расследования Минпромторг России предлагает уполномоченному органу государства-члена ЕАЭС, предоставившего специфическую субсидию, провести консультации в целях уточнения наличия, размера и использования, а также последствий предоставления специфической субсидии и в целях достижения взаимоприемлемого решения.

После принятия решения о начале расследования Минпромторг России направляет известным ему национальным производителям аналогичного товара и производителям субсидируемого товара, являющегося объектом расследования, перечень вопросов, на которые они представляют ответы в целях проведения расследования. Перечень вопросов считается полученным с даты его передачи непосредственно представителю национального производителя аналогичного товара или производителя субсидируемого товара или через 7 календарных дней с даты отправки этого перечня по почте.

Национальные производители аналогичного товара и производители субсидируемого товара, являющегося объектом расследования, которым был направлен перечень вопросов, представляют свои ответы в Минпромторг России в течение 30 календарных дней с даты получения ими такого перечня. По мотивированной и изложенной в письменной форме просьбе национальных производителей аналогичного товара и производителей субсидируемого товара, являющегося объектом расследования, указанный срок может быть продлен, но не более чем на 10 календарных дней.

В целях проверки представленных в ходе расследования сведений или получения дополнительных сведений, связанных с проводимым расследованием, Минпромторг России может проводить расследование на территории государства-члена ЕАЭС, предоставившего специфическую субсидию, при условии получения согласия на это соответствующего производителя субсидируемого товара, являющегося объектом расследования, а также при условии предварительного уведомления представителей правительства соответствующего государства-члена ЕАЭС и отсутствия со стороны этого государства-члена ЕАЭС возражений в отношении проведения расследования на его территории.

Минпромторг России в ходе проведения расследования может направлять в уполномоченные органы государства-члена ЕАЭС, предоставившего или предоставляющего рассматриваемую субсидию, а также заинтересованным лицам запросы о предоставлении информации, имеющей отношение к проводимому расследованию.

Заинтересованные лица также вправе предоставить не позднее даты, указанной в уведомлении о начале расследования, необходимые для проведения расследования сведения (в том числе конфиденциальную информацию) с указанием источника их получения. Минпромторг России вправе запросить у заинтересованных лиц дополнительные сведения.

Срок проведения компенсирующего расследования не может превышать 6 месяцев.
Если по результатам расследования доказано нарушение приложения № 28 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. «Протокол о единых правилах предоставления промышленных субсидий» и (или) причинение ущерба отрасли национальной экономики, государство-член ЕАЭС, компетентный орган которого провел расследование, передает государству-члену ЕАЭС, на территории которого предоставляется рассматриваемая специфическая субсидия, заявление о введении компенсирующей меры.

Компенсирующая мера складывается из суммы указанных в заявлении о применении компенсирующей меры предоставленной субсидии и процентов, начисленных на сумму субсидии за весь период пользования этими денежными средствами (имуществом).

Компенсирующая мера является исполненной после того, как сумма субсидии с учетом соответствующих процентов была изъята у получателя субсидии и перечислена в бюджет субсидирующего государства-члена ЕАЭС.
125039, г. Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2
Сообщить об ошибке
Нашли ошибку на сайте?
Выделите ее и нажмите
Ctrl+Enter