Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта.Обновить мой браузер

Размер шрифта Цветовая схема

Часто задаваемые вопросы

Под торговым барьером понимают препятствие для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в ходе торговли с другими государствами. Торговые барьеры могут проявляться в следующих формах:
  • повышенные импортные тарифы и сборы;
  • меры защиты рынка: антидемпинговые, компенсационные, специальные защитные меры в форме соответствующих пошлин;
  • технические барьеры;
  • санитарные и фитосанитарные меры;
  • нетарифные барьеры;
  • административные барьеры;
  • санкционные ограничения;
  • ограничения, связанные с участием в процедурах государственных закупок;
  • иные меры.
Если участник внешнеторговой деятельности столкнулся с торговым барьером, то в первую очередь необходимо уточнить правовую природу данного барьера и то, какие меры может предпринять компания самостоятельно для минимизации негативных последствий и преодоления торгового барьера.

Кроме того, участник внешнеторговой деятельности может направить соответствующую заявку в Минпромторг России или в Торговое представительство Российской Федерации, расположенное в государстве, на территории которого участник внешнеторговой деятельности столкнулся с барьером (соответствующие формы для обращения размещены на официальных сайтах Торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах).
В соответствии с Положением о Торговом представительстве Российской Федерации в иностранном государстве, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2005 № 401, в число функций Торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах входят выявление в государстве (государствах) пребывания барьеров для осуществления экспорта российских товаров, услуг, инвестиций, объектов интеллектуальной собственности и подготовка предложений о мерах по их устранению, оказание содействия российским участникам внешнеторговой деятельности в преодолении таких барьеров, а также оказание информационной и консультационной (в том числе правовой) поддержки российским участникам внешнеторговой деятельности по вопросам доступа на рынки государства (государств) пребывания.

Минпромторг России координирует работу Торговых представительств Российской Федерации, в том числе в части рассмотрения обращений о наличии торговых барьеров, и, при необходимости, подключается к работе по данному направлению.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 Положения о Минпромторге России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 438 «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации» Минпромторг России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по поддержке экспорта промышленной продукции, обеспечения доступа на рынки товаров и услуг.
Гражданин или организация могут обратиться в Торговое представительство Российской Федерации в иностранном государстве или Минпромторг России за содействием, в том числе по вопросам обеспечения доступа на рынки товаров и услуг, преодоления торговых барьеров.

В случае обнаружения торгового барьера участник внешнеэкономической деятельности может заполнить соответствующую заявку на официальном сайте Минпромторга России или соответствующего Торгового представительства Российской Федерации ). Заявка должна содержать достаточные сведения для первичного анализа ситуации, в том числе подробное описание возникшей проблемы и контактные данные заявителя для обратной связи.

Обращаем внимание, что направленные таким образом обращения в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не являются обращениями граждан.
На вопрос соответствия конкретного торгового барьера обязательствам государства-члена в ВТО нельзя ответить однозначно.

Многие торговые барьеры, в частности меры таможенно-тарифного регулирования, а также меры защиты рынка (антидемпинговые, компенсационные, специальные защитные), при условии соблюдения процедуры их введения и соответствия их обязательствам страны, их вводящей/применяющей, в ВТО, могут не противоречить правилам данной организации. Вопрос о соответствии той или иной ограничительной меры иностранного государства нормам ВТО и национальному законодательству должен рассматриваться с учетом всех обстоятельств конкретной ситуации.

Вместе с тем, фундаментальными принципами функционирования ВТО являются режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), под которым в общем смысле понимается предоставление одним государством товарам другого государства таких же преимуществ, которые уже предоставлены или будут предоставлены аналогичным товарам третьего государства, а также национальный режим, в соответствии с которым внутренние налоги и другие внутренние сборы, законы, правила и требования, затрагивающие внутреннюю продажу, предложение о продаже, покупку, перевозку, распределение или использование товаров, и внутренние правила количественного регулирования, требующие смешения, переработки или использования товаров в определенных количествах или долях, не должны применяться к импортированным или отечественным товарам таким образом, чтобы создавать защиту для отечественного производства. Проще говоря, национальный режим предполагает недискриминацию иностранных товаров по сравнению с национальными. 
Антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры представляют собой допустимый с точки зрения правил ВТО механизм противодействия возросшему и (или) недобросовестному импорту, направленный на устранение ущерба или угрозы его причинения национальной отрасли промышленности и создание справедливых условий конкуренции.

Антидемпинговые меры могут применяться в связи с демпинговым импортом на таможенную территорию государства и/или объединения государств. Компенсационные меры вводятся в связи с субсидируемым импортом на таможенную территорию государства и/или объединения государств. Специальные защитные меры применяются в связи с возросшим импортом на таможенную территорию государства и/или объединения государств.

Соответствующие меры защиты рынка можно применять, если:

- доказано наличие факта демпинга, субсидирования или значительного роста объемов импорта;
- нанесен ущерб или имеется угроза нанесения ущерба (серьезного ущерба для целей специальных защитных мер) национальной отрасли промышленности;
- выявлено наличие причинно-следственной связи между импортом (демпинговым, субсидируемым или возросшим) и ущербом или же угрозой ущерба (серьезным ущербом или угрозой серьезного ущерба применительно к специальным защитным мерам) для национальной промышленности.
Прежде всего, участнику внешнеторговой деятельности необходимо определиться будет ли он участвовать в расследовании. Если будет принято положительное решение, то необходимо пройти процедуру формальной регистрации в качестве заинтересованной стороны в расследовании в сроки, установленные органом, проводящим расследование.

Кроме того, необходимо получить доступ к материалам расследования, в первую очередь запросить копию или электронную версию заявления национальной отрасли промышленности о проведении расследования.

Крайне важным является соблюдение сроков, установленных органом, проводящим расследование (к примеру, таких, как срок регистрации в качестве заинтересованной стороны в расследовании, срок подачи письменной позиции на материалы расследования, срок регистрации в качестве участника публичных слушаний).

Как правило, орган, проводящий расследование, направляет вопросники импортеру, на которые необходимо предоставить информацию в установленный срок. Экспортер-участник защитного расследования в рамках данной процедуры имеет право отстаивать свои интересы, направляя письменные комментарии и замечания на материалы расследования. Орган, проводящий расследование, может также принять решение о проведении проверочного визита (при наличии согласия компании).

Кроме того, целесообразно установить контакт с контрагентами-потребителями продукции, в отношении которой проводится защитное расследование, и привлечь их к участию в расследовании на своей стороне. Потребители продукции традиционно не заинтересованы в повышении цен, и могут выступить с аргументами против введения, к примеру, антидемпинговой пошлины.

Российский участник внешнеторговой деятельности также может обратиться в Минпромторг России за необходимой консультационной поддержкой.
Как правило, участие экспортера в защитном расследовании дает возможность отстоять свои интересы на соответствующем рынке и попытаться добиться неприменения или снижения размера антидемпинговой, компенсационной или специальной защитной пошлины по результатам расследования либо введения соответствующей защитной меры в менее ограничительной форме (к примеру, в форме квоты или ценовых обязательств).
Предприятие может зарегистрироваться в качестве участника расследования, однако сделать это необходимо в сроки, указанные органом, проводящим расследование (как правило, такая информация указывается в уведомлении о начале соответствующего расследования).
Минпромторг России совместно с Минэкономразвития России участвуют в антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных расследованиях, формируя позицию российской стороны в рамках данной процедуры.
В Соглашении ВТО по применению Статьи VI ГАТТ 1994 г. (Антидемпинговое соглашение) термин «демпинг» определен как поступление товара на рынок другой страны по цене ниже его нормальной стоимости в стране экспорта. Если демпинговые поставки наносят или угрожают нанести ущерб национальному производителю, государство вправе применить антидемпинговую меру для выравнивания условий на внутреннем рынке.

Антидемпинговые меры применяются в виде антидемпинговой пошлины, которая рассчитывается на основе демпинговой маржи, являющейся разницей между экспортной ценой и нормальной стоимостью товара. Такая антидемпинговая пошлина прибавляется к иным взымаемым в стране-импортере пошлинам, таким, как, к примеру, ввозная таможенная пошлина. Меры могут применяться также в форме ценовых обязательств, которые экспортеры могут добровольно взять на себя с целью недопущения введения антидемпинговой пошлины.
Товар рассматривается как являющийся предметом демпинга, то есть как поступивший на рынок другой страны по цене ниже его нормальной стоимости, если экспортная цена данного товара, экспортированного из одной страны в другую, ниже сравнимой цены, устанавливаемой в рамках обычного хода торговли на аналогичный товар, предназначенный для потребления в экспортирующей стране.
Таким образом, продажа товара на экспорт по цене дешевле, чем ее продают национальные производители страны-импортера, не обязательно будет рассматриваться как демпинговый импорт.
Компенсационная мера – это мера, применяемая в целях устранения действия любой дотации или субсидии, предоставленной, прямо или косвенно, на изготовление, производство или экспорт любого товара. Компенсационные меры могут вводиться в отношении товара, производителям и экспортерам которого иностранное государство предоставляет специфические субсидии, и поставки такого субсидируемого товара наносят ущерб местным производителям.

Субсидия существует, когда:
А) оказывается финансовое содействие правительством или любым государственным органом в пределах территории государства-члена ВТО, то есть когда:
- правительство практикует прямой перевод денежных средств (например, в виде дотаций, займов или покупки акций) или принимает на себя обязательства по переводу таких средств (например, гарантий по займам);
- правительство отказывается от причитающихся ему доходов или от их взимания (например, налоговые льготы, такие, как налоговые кредиты);
- правительство предоставляет товары или услуги помимо общей инфраструктуры, или закупает товары;
- правительство осуществляет платежи в механизмы финансирования или поручает, либо предписывает частному лицу выполнять одну или несколько функций, перечисленных выше, которые обычно возлагаются на правительство, причем на условиях, которые фактически не отличаются от обычной практики правительств;

Б) существует любая форма поддержки доходов и цен в смысле статьи XVI ГАТТ 1994 г.;
В) таким образом предоставлялось преимущество.

Соглашением ВТО по субсидиям и компенсационным мерам особо выделяются специфические субсидии, в отношении которых могут быть применены компенсационные меры. Главный признак специфичности субсидии – ограниченность доступа предприятий к получению субсидии, когда не все предприятия могут ее получить, а в результате создаются искусственные конкурентные преимущества для отдельных лиц. Использование экспортером специфических субсидий может стать основанием для введения компенсационной пошлины.
Специальная защитная мера – это мера, которая применяется к товару в случае, если импорт данного товара в страну осуществляется в таких возросших количествах (в абсолютных или относительных показателях к общему объему производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара) и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб или создает угрозу причинения серьезного ущерба отечественной отрасли экономики.

Такая мера применяется в форме специальной пошлины или в форме количественного ограничения (квоты), размер которой не должен сокращать количество импорта ниже уровня предыдущего периода, за который, как правило, принимается средний импорт за последние три года (при наличии необходимости, допускается установление иного объема квоты для предотвращения или устранения серьезного ущерба).

Специальная защитная мера направлена на то, чтобы дать промышленности возможность адаптироваться к изменившимся условиям. Ключевым отличием специальной защитной меры от антидемпинговой и компенсационной является тот факт, что она применяется в условиях добросовестной конкуренции.
125039, г. Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2
Сообщить об ошибке
Нашли ошибку на сайте?
Выделите ее и нажмите
Ctrl+Enter